^

Поисковые системы

 
 

Поисковая система – это специальный сайт, который помогает пользователю находить нужную ему информацию в Интернете. Работает он так: вы печатаете то, что хотите найти, и сайт выдает список подходящих под этот запрос страниц.

Получается, вы указываете ключевое слово или несколько слов, а система быстро анализирует все страницы, которые знает, и показывает подходящие результаты. Лучшие из них она ставит в начало списка.

Речь идет не о сайтах, а именно о страницах. Возьмем, к примеру, сайт про кошек. На нем опубликовано двадцать статей о разных породах. Получается, на этом Интернет-ресурсе есть двадцать страниц с разной информацией. Поисковая система отдельно учитывает содержание каждой из них и показывает в своих результатах по подходящим запросам.

Каждую страницу в сети поисковик тщательно изучает: анализирует, насколько статья полная, есть ли иллюстрации, видео. Потом он «смотрит» как ведут себя люди, которые заходят на эту страницу. Читают ли они ее до конца, делают это медленно и вдумчиво или быстро и поверхностно, куда щелкают мышкой и с какой скоростью крутят колесиком.

Система собирает все эти данные и сравнивает с другими страницами Интернета. Плюс анализирует дополнительную информацию: делятся ли люди этим материалом в социальных сетях, оставляют ли комментарии и многое другое.

И вот на основе всего этого поисковик выстраивает список результатов по запросу. В начале он ставит страницы, которые показали себя лучше остальных.

Последняя тенденция – персонализированный поиск. Система следит за каждым пользователем и анализирует конкретно его предпочтения. Поисковик учитывает, что пользователь смотрит в Интернете, какие темы ему интересны, о чем он пишет в комментариях. На основе этих данных предлагает то, что с наибольшей вероятностью понравится конкретно этому человеку.

Любителям теорий заговоров скажу, что никому эта информация не интересна и никуда она не уходит. Конечно, поисковики используют ее и в своих целях тоже, чтобы крутить наиболее подходящую рекламу. Но не более того.

 
 

Поисковые запросы

Поисковые запросы или ключевые слова – это те слова и фразы, которые печатают люди, чтобы найти нужную им информацию.

Бывают они самыми разными. Например, я могу написать «большие собаки», а могу «крупные породы собак». В обоих случаях я хочу получить одну и ту же информацию.

По каждому запросу поисковик должен понять, что именно нужно человеку, и выдать подходящие результаты. Пользователь хочет почитать статью или посмотреть фотографии? А, может, он хочет посмотреть видео? Или вообще купить? Система должна это моментально «подсекать» и предлагать варианты, которые устроили бы каждого.

Адреса лучших поисковиков Интернета

Несложно догадаться, что такая махина требует колоссальных вложений. Это и оборудование и сотни-тысячи лучших специалистов: программистов, тестировщиков, аналитиков, исследователей и много кого еще. Но дело-то в том, что поисковик - это бесплатная система. Пользователь ни за что не платит.

Так откуда брать деньги, чтобы все это содержать? Ответ банален: с рекламы. Но крутить ее нужно очень аккуратно, чтобы пользователь не рассердился. И цена ее должна быть не слишком большой. Добиться этого не так просто, поэтому-то и не так много существует поисковиков. Если говорить о России, то есть только две нормальные системы, одна из которых международная.

Яндекс и Гугл

Яндекс (yandex.ru) – самая популярная отечественная поисковая система. Ею пользуются 48% русскоязычных пользователей.

Помимо самого поиска имеется еще куча других сервисов: почта, карты, маркет, переводчик, музыка, афиша, телепрограмма и много чего еще. Есть даже настоящая служба такси!

Также Яндексу принадлежит самая популярная в России система электронных денег. Через нее можно не только расплачиваться за покупки и услуги в Интернете, но и отправлять переводы.

Кроме того, Яндекс.Деньги выпускают пластиковые карточки, такие же, как в обычных банках. И ими можно точно так же пользоваться: снимать деньги в банкоматах, совершать покупки в магазинах, расплачиваться в кафе и гостиницах.

Google (google.ru) – русская версия международного поисковика. В России чуть менее популярна, чем Яндекс (45% пользователей).

Кроме поиска, имеет и другие сервисы: почта, карты, переводчик, социальная сеть. Также владеет крупнейшим в мире видео сайтом YouTube. А еще Гуглу принадлежит операционная система Андроид, которая работает на большинстве мобильных устройств.

Я уже не говорю о самом популярном в мире браузере Google Chrome. Собственно, это та программа, с которой и начинается Интернет.

Другие русскоязычные поисковики

Mail.ru (mail.ru) - один из самых известных почтовых сайтов, который также имеет свой поиск. Пользуются им в основном те, у кого там есть почта (6% пользователей Интернета).

Bing (bing.com) – поисковик от Майкрософт (да-да, того самого, который Windows). Многоязычный, имеет русскую версию. Несмотря на все усилия и огромные денежные вливания, не стал массовым. Россия не исключение – в нем ищут лишь 0,3% пользователей.

Спутник (sputnik.ru) – государственная поисковая система. Существует всего пару лет, финансируется правительством. Идея: сделать стерильный поисковик без всего незаконного и неприличного. Аудитория пока маленькая, но посмотрим, что будет дальше.

Нигма (nigma.ru) – милая приятная система от энтузиастов с весьма скромной аудиторией, но все же больше, чем у Спутника. По всей видимости, сайт перестал развиваться еще четыре года назад (судя по дате последней новости).

Раньше еще были такие сайты как Апорт и Рамблер. Но сейчас они как отдельные поисковики не существуют, как, кстати, и многие другие (qip.ru, poisk.ru и т.д.). У них нет своей базы – обычно они используют технологию Яндекса. То есть это тот же yandex.ru, но под другим адресом.

Рейтинг поисковых систем в мире

Про русскоязычные сайты мы поговорили, а вот как дела в остальном мире (рейтинг в процентах):

Google - 70%

Bing - 12%

Yahoo! - 9%

Baidu (китайский поисковик) - 7%

Все остальные – 2%

Как видите, Гугл впереди планеты всей. Эта компания быстро завоевала рынок, так как они первыми пришли в те страны, где не было своих поисковиков. Никому еще не удалось повторить такого успеха (и вряд ли когда-нибудь удастся).

Комментарии